Реферат

;)


Что такое «реферат», как его писать?

Реферат (от лат. refеro — докладывать, сообщать) — это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.

Аналитический обзор может быть построен двояко:

1. В виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи);

2. В виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности, по единой проблематике).

Обзор должен представлять собой не компиляцию (от лат. сотрilatio— ограбление, т.е. составление сочинения на основе чужих произведений без самостоятельной обработки источников), а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.

Критический анализ дискуссии — такой вид реферата представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель — выявить сущность спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и/или теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

 

Развернутая рецензия может включать следующие позиции:

1. Обоснование актуальности рецензируемой работы.

2. Краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы.

3. Анализ теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями.

4. Анализ особенностей изложения, например, ясность, логичность, целостность и т.д.

5. Выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, — что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения и уточнения, что вызывает сомнения.

В качестве примера приведем возможный перечень требований к составлению реферата.

 

Общие требования к разработке реферата

1. Продумайте тему и цель своей работы, в общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.

2. Составьте список литературы, которую следует прочитать; читая ее, отмечайте, сканируйте или выписывайте все то, что должно быть включено в работу.

3. Разработайте, как можно более подробный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.

4. Во вступлении к работе раскройте значение темы, определите цель реферата.

5.Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

6. Проявляйте свое личное отношение: отразите в работе собственные мысли и чувства.

7. Пишите грамотно, точно; разделяйте текст на абзацы; не допускайте повторений; кратко формулируйте выводы.

8. В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.

9. В конце работы сделайте обобщающий вывод.

7. Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки; перепишите (перепечатайте) работу начисто.

 

Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.

7. Приложение (таблицы, графики, схемы могут быть вынесены из основанной части, чтобы не перегружать ее деталями).

 

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 10—15 печатных страниц (без приложений). Размер шрифта — 13, TimesNewRoman, обычный; интервал между строк — 1,5; размер полей: левого — 30 мм, правого — 15 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Еще ниже — фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в скобках в конце цитаты или ссылки. Список литературы выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Должны быть соблюдены правила библиографического описания использованной литературы.

 

Библиографическое описание — совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.

1. Описание книги, написанной одним автором:

Сведение об авторе. Основное заглавие /Сведения о редакторах. — Сведения о повторности издания. — Место издания: Издательство, год издания. — Количество страниц.

Например, Новикова Э.А. Информация и исследователь. — Л.: Наука, 1974. — 99 с.

2. Описание книги, написанной несколькими авторами:

Сведение о первом авторе. Основное заглавие/ Сведения об авторах; сведения о редакторах. — Сведения о повторяемости издания. — Место издания: Издательство, год издания. — Количество страниц.

Например, Алексеев А.А. Практические занятия по психологии/ А.А. Алексеев, И.А. Архипова, В.Н. Бабий и др.; Под ред. А.И. Щербакова, — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.

3. Описание статьи:

Сведения об авторе. Основное заглавие. — Сведения об издании// Где опубликована статья. — Год. — Номер. — Страницы.

Например, статья в журнале: Толстых Н.Н. Психология воспитания воли у младших школьников// Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 146-151.

Статья в сборнике: Лузгин В.В. Единство учебной и научно-исследовательской работы-студента// Проблемы подготовки учителя: Из опыта работы Казанского государственного педагогического института. — Казань: КГПИ, 1976. — С. 188-206.

4. Описание многотомного издания:

Основное заглавие: Общее количество томов/ Сведения о редакторах. — Сведения о повторяемости издания. — Место издания: Издательство, год издания. — Том. — Количество страниц.

Например, Словарь современного русского литературного языка: В 20 т./ Гл. ред. К.С. Горбачевич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Рус. яз., 1993. — Т.4. — 576 с.

5. Описание электронного ресурса:

При описании ресурса Интернет необходимо указывать подробный электронный адрес.

Например, Модель Москвы: электронная карта Москвы и Подмосковья/ В.У. Сидыганов, С.Ю. Толмачев, Ю.Э. Цыганков. — М.: FORMOZA, 1998. — Режим доступа: http//formoza.mip.ru. [См.: 17].

 

Критерии оценки реферата

§ Актуальность темы исследования.

§ Соответствие содержания теме.

§ Глубина проработки и логика изложения материала.

§ Самостоятельность выполнения работы.

§ Правильность и полнота использования источников.

§ Соответствие оформления реферата стандартам.

 

 

Материалы взяты из книги Воровщикова С.Г.
Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. - М.: «5 за знания», 2007. - 352 с. ISBN 978-5-98923-146-1

Школьный музей " Исследователи родного края" id 20335

Сайт геологического кружка "Изаестняк"